30 янв. 2016 г.

Плата за искусство: мнение

Есть актуальный, достаточно затертый, уже пошлый вопрос о защите авторских прав. Я понимаю, что лишние размышления на этот счет могут вас раздражать, но мне просто надо сформулировать где-то свою точку зрения: полноценно и уважительно к потенциальному собеседнику, чтобы в дальнейшем возвращаться к этому вопросу исключительно в виде ссылки. Делать же это на площадке Блога Сырника и Павлов меня склоняет тот факт, что наш музыкальный блог являет собой пример конфликтной площадки: здесь ежедневно появляется контент, который и является предметом копирастического спора. В данном контексте я вижу 2 спорных момента: пиратство наносит вред искусству, пиратство наносит вред художнику. Их и хотелось бы обсудить. Засим мое конферанс-эго откланивается и уступает место проповедник-эгу. Встречайте!

***

Пригожин или Рогожин, да хрен его помнит. Когда поднимается вопрос копирайтов и денег поэтам/музыкантам, я в первую очередь моделирую ситуацию, когда я написал супер-книгу, которую хочет прочитать миллион человек, что грозит мне миллионами рояльтис, а во вторую очередь вспоминаю Пригожина или Рогожина, или Хуежина, не помню. Это статья про копирастию, копираст-срачи, пиратство, законы против пиратства и всё такое.

ВРЕД ИСКУССТВУ

Первый альбом «АукцЫона» великолепен. На нем много пел Прирогохуежин. Потом он ушел на эстраду – зарабатывать денежки, а Леня остался в искусстве. Прирогохуежина я не помню, как звать. Сейчас я пишу эти строки и прекрасно отдаю себе отчет в том, что могу посмотреть в интернете за 5 минут, как же его всё-таки зовут. Но это нечестно. Я не помню, как его зовут, и знать не хочу. Зато я знаю, что посетив сольное выступление Ленечки, мне больше не надо концерта Лу Рида – у меня есть свой Ленечка, который ничуть не хуже. После концерта Федорова-Волкова мне не надо в Нью-Йорк – при всем уважении к Джону Зорну. После концерта «АукцЫона» я смело пропускаю на Примавере выступление Animal Collective – Ленечка делал это всё 20 лет назад.

Первый тезис: искусство не противоречит навару с искусства, а навар с искусства не противоречит искусству – они вообще не связаны, ни прямой, ни обратной связью.
Утверждение, что факт пиратства (невыплаты) вредит искусству, в корне неверно. Пиратство не касается искусства. Леонид Федоров – музыкант мирового уровня, который сотворил и продолжает творить в различных жанрах абсолютно гениальные произведения. Насколько я понимаю, в его жизни были разные моменты, когда у него не было денег совсем, когда у него их было очень мало и когда у него их было в меру, и когда их было достаточно. Но в любых состояниях, вне зависимости от материального состояния («голодный художник», «зажравшаяся сволочь», «стагнирующая организация»), он создавал первоклассное искусство.

Прирогохуежин записал один альбом с АукцЫоном. А потом ушел. Не важно – зарабатывать деньги или заниматься чем-то ещё. Важно: к искусству это все не имело никакого отношения.

Поэт останется поэтом и с икрой в рационе и с картофельными очистками. Обыватель может с хлыстом в руке заработать на своем чахлом сердце, рассеянной мысли и кричащем малодушии, но он никогда не станет поэтом, пускай заработает на продаже пластинок, книг, картин или фильмов хоть миллиард триллионов юаней.

ВРЕД ХУДОЖНИКУ

Пиратство (невыплата), с моей точки зрения, не вредит искусству, и я написал об этом выше. Но вот я написал великую книгу. Мне грозит получение многих миллионов бриллиантовых долларов. Мои мечты у меня перед глазами: лежать на острове и смотреть на солнце. 80 лет подряд. Да что там, хотя бы не выживать, а жить – не на острове, а в чахоточном Питере и не 80 лет, а хотя бы годик. Но тут приходят пираты и выкладывают мою супер-книгу в сеть, шедевр разлетается по тысячи серверов, никто не покупает за деньги печатку, я сижу и посасываю пальцы-хуяйцы, работаю клерком-хуерком и упиваюсь депрессией. Это вообще нормально? Я же гений! Я же заслужил! Я же потратил на написание этой книги год своей жизни – я не работал и не ел, и не строил свою любовь, а вы так мне отплачиваете!

Ок. Действительно, тут возникают проблемы. Я аж зол. Во мне все бурлит. Мне хочется подойти с маузером к каждому пирату сзади: они сидят на коленях, а я их расстреливаю, няхм-няхм. Ну или, на крайняк, издать закон о создании резерваций для пиратов, где не будет компьютеров, чтобы они не могли пиратствовать. Ну или признать их патологически больными людьми, несовершенными, и гуманно, под обезболивающими, отпилить им ровненько руки, чтобы они не могли пиратствовать. И ещё стерилизовать, чтобы не могли рожать новых пиратов. Блин, что-то я увлекся, извините.

Но я стараюсь быть социальным животным. Человеком, родившимся в 1987 году в стране с книгами и более-менее спокойной социальной обстановкой. Я успокаиваюсь и привожу свои мысли в порядок. Что меня не устраивает? Без паники, без истерики, без животизма. Меня не устраивает то, что у меня не будет денег! Мне все равно, будут они воровать, не будут – мне вообще на них, пиратов, глубоко насрать. Мне страшно, что я останусь ни с чем. ВАЖНО: у меня нет ненависти по отношению к людям, которые могут что-то своровать, например у меня. У меня есть страх, что я пострадаю, что мне будет плохо. Но, может, это связано между собой? Может быть, из-за них я останусь ни с чем? Вполне может быть! Я хватаю маузер и, ликуя, с языком через плечо бегу расстреливать пиратов! Но тут меня опять одергивает, чтоб его. Вместе с меланхолией и способностью начинать разговоры с самим собой, цивилизация и книги привнесли в мою жизнь, будь они неладны, сострадание, гуманизм и понимание того, что я могу быть неправ и вообще не чувствовать за других людей. Я останавливаюсь, кладу маузер на пень, сам сажусь на голую холодную землю и закуриваю.

Ну еб твою мать. Им же не хочется умирать. Да и вариант с выселением, скорее всего им не понравится. Людям будет плохо от того, что я сейчас собираюсь сделать, и я даже не удосужился подумать об альтернативных вариантах решения проблемы. Что, разве моя лень, мое время, мое внимание стоит дороже человеческого счастья, человеческого здоровья, человеческой жизни? В жизни не читал Библий, но мне кажется, что библейские истины текут по моим венам. Или это просвещение? Или я не прав и это все трусость – я просто боюсь надавать засранцам по жопам! Ну ок, но зачем засранцам по жопам? Для воспитания? Да не хочу я их воспитывать, я не воспитатель, на кой черт мне их ещё и воспитывать? Лучше придумать какой-то другой вариант – чтобы и волки целы и офицеры сыты.

Что в первую очередь должно быть, чтобы я получал деньги? Правильно, - качественный продукт, который нужен людям. Если у меня нет того, что людям нравится, то ничего не выйдет, придется быть Ван Гогом, набирать роту братьев и молиться. Ну, у меня есть этот продукт, я в этом уверен. Прямо сейчас эти твари, которых я милосердно решил не убивать, скачивают трехмиллионную копию моего шедевра, не заплатив ни копейки! Я хватаюсь за маузер, но бурая белочка оперативно выпрыгивает из кустов и обнимает меня: ярость спадает.

Ок, продукт есть, людям нравится, а я все равно ничего не получаю за это, что делать? Оставить всё как есть – дать им продукт и ничего за это не получать. Не нравится. Другой вариант: отнять у них продукт: удалять его ото всюду, вшивать во все электронные копии защиту от копирования, бумажные копии печатать таким шрифтом, чтобы ни один сканер не распознал, использовать другие способы защиты моего продукта от нелегального распространения. Это уже лучше: по идее, если они хотят прочитать мой шедевр, но не могут получить его бесплатно, им придется пойти и купить его. ПРИДЕТСЯ. Говно. Не стильный, не изящный вариант. Я опять насильствую над людьми вокруг меня, белочка моя.

Кто вообще просил меня писать эту книгу? Только настроение людям порчу. Ленечкины менеджеры, кстати, так поступают. Окэ, прямого насилия нет, но как будто клянчу. Ростовщичество какое-то получается. Чему ещё меня научили книги, просвещение и проживание в Санкт-Петербурге, так это снобизму по отношению к московскому купечеству, наживе и сундучному образу жизни. Это, конечно, не хорошо, но куда деваться: веду себя как Басилашвили на рынке – не царское это дело, арбузами торговать. Менеджеры… менеджер – насильник? Менеджер – торгаш? Менеджер – впаривальщик и разводила? Да нет, блять! Менеджер хороший – это управленец, который кормит офицеров не волчатиной, а вочилой с холодцом! Даже Басилашвили научился торговать арбузами так, что все были довольны, что я не смогу?! Мой издатель не сможет?! Да к чертям тогда такого издателя!

Я могу сделать так, чтобы получать вознаграждение за свое прекрасное творение, которое люди хотят, и делать это без насилия, делать это так, чтобы гордиться собой, временем в котором я живу, моей страной, моим миром, моим Марсом и Стивеном Хоукингом, а не стесняться моего Стивена Хоукинга. Мне надо дополнить мой любимый публикой продукт виртуозной менеджерской работой. Такой менеджерской работой, которая будет не заставлять воров покупать, а пробуждать в них желание покупать. Моя книга в бумажном варианте и так неплохо продавалась – всё-таки читать с бумаги это совсем другое, да и в школы не закупишь краденых копий. Но помимо того можно охватить побольше точек продаж, а снаружи этих точек повесить растяжки, что книгу в них можно купить. Тогда те воры, которые воруют, потому что ленивые и не хотят далеко ехать или узнавать, где продается книга, узнали бы, где она продается, и это «где» было бы в цокольном этаже их дома. А ещё, издатель мог бы сказать своему давнему клиенту Витьке Пелевину, что моя книга блестяща, а Витька бы открыл краудфандинговую ветку с призывом скинуться на издание моей книги и мне на еду: Витьку люди любят, да и самолюбия никто не отменял, они бы с удовольствием скинулись. Да масса вариантов, я вообще не должен об этом думать, пускай менеджеры отрабатывают свою еду – я продукт обеспечил. С музыкой сложнее – нет такой твердой валюты, какой пока остается бумага для торговли книгами, музыка вся в воздухе. Но тут же тоже свои инструменты: и всё тот же краудфандинг, и добровольные оплаты, и дополнительный премиальный контент. Да и проблема всего этого пиратства – вчераднишний день! Ну чуть терпения, устаканится, что сразу свирепствовать-то! Что сразу брать на себя пусть не смертный грех, путь не уголовный грех (для атеистов), а вполне даже законный грех, но такой малодушный – портить людям жизнь, когда можно сделать так, чтобы все люди жили в безопасности. Эээх.

В общем, подводя итоги: полагаю, что ни искусству, ни художнику пираты вреда не наносят: наносят его дерьмовое искусство и непрофессиональный менеджмент. Точка зрения, возможно, немного идеалистическая, но какая есть. Спасибо за внимание, засим мое проповедник-эго откланивается и уступает место краденой музыке, арррррива!

Комментариев нет:

Отправить комментарий